Общение с ребёнком
Прислано tamal 10.10.2012 16:18
  На этой и последующих встречах мы будем говорить о том, как научиться общаться со своим ребёнком. Сегодня мы попытаемся выяснить, можно ли вмешиваться в ситуацию, когда ребёнок чем-то занят, что-то делает, но делает, по нашему мнению плохо, с ошибками?
   Представьте себе картину: малыш увлечённо возится с мозаикой. Получается у него не всё, как надо. Мозаика рассыпается, цветочек получается кривой. Нам хочется вмешаться, поучить, показать. И вот, мы не выдерживаем: «Подожди, - говорим мы, - надо не так, а вот так!» Но ребёнок недовольно отвечает: «Не надо, я сам!» Другой пример. Второклассник пишет письмо бабушке. Мы заглядываем ему через плечо. Письмо трогательное, да вот только почерк корявый, да ошибок много. Как же не заметить и не поправить!? Но ребёнок после замечаний расстраивается, не хочет писать дальше.   Однажды мать заметила своему, уже довольно-таки взрослому сыну, «Ой, как же у тебя получается неуклюже, ты бы сначала научился». Это был день рождения сына, и он в приподнятом настроении азартно танцевал со всеми, как умел. После этих слов, он сел на стул, и мрачно просидел весь остаток вечера. Мать же обиделась на обиду сына. День рождения был испорчен! Вообще, разные дети по-разному реагируют на родительское «не так», одни грустнеют и теряются, другие – обижаются, третьи – бунтуют. «Раз плохо, не буду вообще». Реакция различна! Но все они показывают, что детям не по нраву такое обращение. Почему? Чтобы лучше это понять, давайте вспомним себя детьми. Как долго у нас самих не получалось написать букву, чисто вымыть пол или ловко забить гвоздь. Теперь нам эти дела кажутся простыми. Так вот, когда мы показываем и навязываем эту простоту ребёнку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо. Ребёнок в праве на нас обижаться.
   «Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти!» Рабиндранат Тагор
  Посмотрим на годовалого малыша, который учится ходить. Вот он отцепился от нас, делая первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживает равновесие, покачивается, напряжённо двигает ручонками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придёт в голову поучать: «Разве так ходят? Смотри, как надо!» или: «Ну что ты всё качаешься? Сколько раз я тебе говорила: не маши руками? Ну-ка, пройди ещё раз, и чтобы всё было правильно» Комично? Нелепо? Но также нелепы, с психологической точки зрения, любые критические замечания, обращённые человеку, который учится что-либо делать сам.
  У вас возникнет вопрос: как же научить, если не указывать на ошибки? Да, знание ошибок – полезно и часто необходимо. Но указывать на них нужно с особенной осторожностью. Во-первых, не стоит замечать каждую ошибку, во-вторых, ошибку лучше обсудить потом в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребёнок увлечён делом. И наконец, замечание всегда нужно делать на фоне общего одобрения. И в этом искусстве нам стоит поучиться у самих детей! Как они сами к своим ошибкам относятся? Оказывается, более терпимо, чем взрослые. Почему? А потому что довольны уже тем, что у них хоть что-то получается! К тому же, они догадываются, что завтра получится лучше!
  «Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага!»Лао Цзы
  Мы, родители, замечаниями хотим скорее добиться лучших результатов, а получается часто совсем наоборот. Как-то отец одного 9-летнего мальчика признался: «Я так придирчиво отношусь к ошибкам сына, что отбил у него всякую охоту учиться чему-нибудь новому. Спрашиваю: что не начнёшь какое-нибудь новое дело? Говорит: не смогу, не получится. И чувствую, что это от того, что я его совсем закритиковал». Дорогие друзья, давайте возьмём себе за правило, не вмешиваться в дело, которым занят ребёнок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством мы будем сообщать ему: «С тобой всё в порядке! Ты, конечно же, справишься!» Разве не так поступает с нами Всевышний Отец? Он доверяет нам и даёт нам право ошибаться и поступать по своему выбору, хотя и знает все наши слабости и несовершенства. Так что, если наш ребёнок строит из кубиков странный дворец, лепит собачку, похожую на ящерицу, пишет корявым почерком или не очень складно рассказывает о фильме, но при этом увлечён или сосредоточен, мы не будем критиковать его. А если мы ещё и проявим искренний интерес к его делу, то почувствуем, как увеличится взаимное уважение и понимание друг друга.
  Дорогие родители, предлагаем вам следующее домашнее задание: первое – для начала, на протяжении нескольких дней, постарайтесь ни разу не вмешаться в выполнение вашим ребёнком его любимого дела; второе – одобрите старания ребёнка, не смотря на их результат; запомните 2-3 ошибки ребёнка, которые вам показались особенно досадными, найдите свободное время и подходящий тон, чтобы поговорить о них. Да благословит вас и вашу семью Господь!
«Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя!»М.М. Пришвин
  По материалам программы "Мамины секреты", телекомпания "Три Ангела".