Позиция невмешательства


На предыдущей встрече мы говорили о том, как важно оставлять ребёнка в покое, если он хочет что-то делать сам и делает это с удовольствием. Другое дело, если он натолкнулся на серьёзную трудность, с которой он не может справиться. Тогда позиция невмешательства не годится, она может принести только вред. Отец 11-летнего мальчика рассказывает: «Подарили мы Мише на день рождения большой конструктор. Он сразу обрадовался, стал его собирать. Через 5 минут слышу: пап, не получается, помоги! А я ему в ответ: ты что маленький? Сам разбирайся! Миша погрустнел и скоро бросил конструктор. Так, с тех пор, к нему и не подходит!» Почему мы, родители, часто отвечаем так, как Мишин отец? Скорее всего, из лучших побуждений. Хотим приучить детей быть самостоятельными, не бояться трудностей! Бывает, конечно, и другое - некогда, не интересно или родитель сам не знает, как надо. Но всё-таки, если ребёнку трудно, и он готов принять нашу помощь, нужно обязательно помочь.

«Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы её получим!» Демокрит.

Очень хорошо начать со слов: «Давай вместе!» Эти волшебные слова открывают ребёнку двери в область новых умений, знаний и увлечений. При этом, не надо брать всё на себя. А только то, что ребёнок не может выполнить сам. Постепенно, по мере усвоения им новых дел, понемногу передавать их ему.

Вот реальный пример. В детстве отец учил дочку кататься на двухколёсном велосипеде. Сначала он держал одной рукой руль, другой – седло, а девочка лишь нажимала на педали. На этом этапе практически всё делал отец. Через некоторое время он обнаружил, что дочь уже сама поправляла руль, и тогда он стал постепенно ослаблять свою руку. Ещё через некоторое время оказалось, что руль она вовсе может не держать, и отец уже просто бежал рядом, лишь слегка придерживая седло. Наконец, он почувствовал, что может отпустить седло. И вот настал момент, когда дочка уверенно ехала сама!

Если присмотреться к любому новому делу, которое дети осваивают с нашей помощью, много окажется похожим. И здесь нас, родителей, подстерегает двойная опасность. Опасность первая – слишком рано переложить свою часть на ребёнка. В случае с велосипедом это равносильно тому, чтобы уже через 5 минут отпустить и руль, и седло. Неизбежное, в этом случае, падение может привести к тому, что у ребёнка пропадёт желание садиться на велосипед. Вторая опасность – наоборот, слишком долгое и настойчивое участие родителей, так сказать, занудное руководство в совместном деле. Представьте себе, родитель, держащий за руль велосипед и за седло, бегает рядом с ребёнком день, второй, третий, неделю, месяц… Научится ли тот ездить самостоятельно? Едва ли! Скорее всего, ему вообще надоест это бессмысленное занятие, а уж присутствие взрослого – непременно! Поэтому нам, родителям, просто необходимо соблюдать в этом равновесие, чтобы не угасить в наших детях естественную потребность быть активными.

Среди подростков провели опрос: «Помогают ли они дома по хозяйству?» Большинство учеников 4-6 классов ответили отрицательно, при этом ребята высказали недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел, не дают готовить, стирать и гладить, ходить в магазин. Этот результат показал, как угасает желание детей быть активными, брать на себя различные дела, если взрослые не способствуют этому.

«В доверии, конечно, необходима осторожность, но более всего, она необходима недоверию!»Букер Т. Вашингтон.
Может быть, вам показалось, что разговор сегодня о помощи ребёнку противоречит прошлой нашей беседе о принципе невмешательства. Однако, противоречие это кажущееся. Принцип невмешательства необходим тогда, когда ребёнок о помощи не просит и даже протестует, когда её оказывают. Тогда же, когда ребёнок прямо просит о помощи, либо жалуется, что у него не выходит, не получается, либо вообще оставляет дело, после первых неудач,

ребёнку необходимо помочь. Когда нам трудно, любящий Господь никогда не оставляет нас одних со своими проблемами и трудностями:

«Не бойся, ибо Я с тобой. Не смущайся, ибо Я – Бог твой. Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей!»
(Библия, книга пророка Исаии 41:10)

На следующих встречах мы не раз вернёмся к трудностям детей и родителей вокруг повседневных дел. А сейчас пора перейти к домашнему заданию. Выберите для начала какое-нибудь дело, которое не очень хорошо получается у вашего ребёнка. Предложите ему: «Давай вместе!» Посмотрите на его реакцию. Если он проявит готовность, займитесь с ним вместе! Внимательно следите за моментами, когда можно ослабить Ваше участие, «отпустите руль»! Но не делайте этого слишком рано или резко. Обязательно отметьте первые, даже небольшие, самостоятельные успехи ребёнка! Поздравьте его, а заодно и себя! У Вас всё получится! Да благословит вас и вашу семью Господь!

«Люби своего ребёнка любым, не талантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним радуйся, что ребёнок – это праздник, который пока с тобой!»
Из домашней энциклопедии Екатерины II.



www.3angels.ru         

             Детская страничка :: Христианская Телерадиокомпания «Три Ангела»
            


             
1,316,002 уникальных посетителей