Общение с ребёнком

  На этой и последующих встречах мы будем говорить о том, как научиться общаться со своим ребёнком. Сегодня мы попытаемся выяснить, можно ли вмешиваться в ситуацию, когда ребёнок чем-то занят, что-то делает, но делает, по нашему мнению плохо, с ошибками?
   Представьте себе картину: малыш увлечённо возится с мозаикой. Получается у него не всё, как надо. Мозаика рассыпается, цветочек получается кривой. Нам хочется вмешаться, поучить, показать. И вот, мы не выдерживаем: «Подожди, - говорим мы, - надо не так, а вот так!» Но ребёнок недовольно отвечает: «Не надо, я сам!» Другой пример. Второклассник пишет письмо бабушке. Мы заглядываем ему через плечо. Письмо трогательное, да вот только почерк корявый, да ошибок много. Как же не заметить и не поправить!? Но ребёнок после замечаний расстраивается, не хочет писать дальше.   Однажды мать заметила своему, уже довольно-таки взрослому сыну, «Ой, как же у тебя получается неуклюже, ты бы сначала научился». Это был день рождения сына, и он в приподнятом настроении азартно танцевал со всеми, как умел. После этих слов, он сел на стул, и мрачно просидел весь остаток вечера. Мать же обиделась на обиду сына. День рождения был испорчен! Вообще, разные дети по-разному реагируют на родительское «не так», одни грустнеют и теряются, другие – обижаются, третьи – бунтуют. «Раз плохо, не буду вообще». Реакция различна! Но все они показывают, что детям не по нраву такое обращение. Почему? Чтобы лучше это понять, давайте вспомним себя детьми. Как долго у нас самих не получалось написать букву, чисто вымыть пол или ловко забить гвоздь. Теперь нам эти дела кажутся простыми. Так вот, когда мы показываем и навязываем эту простоту ребёнку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо. Ребёнок в праве на нас обижаться.
   «Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти!» Рабиндранат Тагор
  Посмотрим на годовалого малыша, который учится ходить. Вот он отцепился от нас, делая первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживает равновесие, покачивается, напряжённо двигает ручонками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придёт в голову поучать: «Разве так ходят? Смотри, как надо!» или: «Ну что ты всё качаешься? Сколько раз я тебе говорила: не маши руками? Ну-ка, пройди ещё раз, и чтобы всё было правильно» Комично? Нелепо? Но также нелепы, с психологической точки зрения, любые критические замечания, обращённые человеку, который учится что-либо делать сам.
  У вас возникнет вопрос: как же научить, если не указывать на ошибки? Да, знание ошибок – полезно и часто необходимо. Но указывать на них нужно с особенной осторожностью. Во-первых, не стоит замечать каждую ошибку, во-вторых, ошибку лучше обсудить потом в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребёнок увлечён делом. И наконец, замечание всегда нужно делать на фоне общего одобрения. И в этом искусстве нам стоит поучиться у самих детей! Как они сами к своим ошибкам относятся? Оказывается, более терпимо, чем взрослые. Почему? А потому что довольны уже тем, что у них хоть что-то получается! К тому же, они догадываются, что завтра получится лучше!
  «Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага!»Лао Цзы
  Мы, родители, замечаниями хотим скорее добиться лучших результатов, а получается часто совсем наоборот. Как-то отец одного 9-летнего мальчика признался: «Я так придирчиво отношусь к ошибкам сына, что отбил у него всякую охоту учиться чему-нибудь новому. Спрашиваю: что не начнёшь какое-нибудь новое дело? Говорит: не смогу, не получится. И чувствую, что это от того, что я его совсем закритиковал». Дорогие друзья, давайте возьмём себе за правило, не вмешиваться в дело, которым занят ребёнок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством мы будем сообщать ему: «С тобой всё в порядке! Ты, конечно же, справишься!» Разве не так поступает с нами Всевышний Отец? Он доверяет нам и даёт нам право ошибаться и поступать по своему выбору, хотя и знает все наши слабости и несовершенства. Так что, если наш ребёнок строит из кубиков странный дворец, лепит собачку, похожую на ящерицу, пишет корявым почерком или не очень складно рассказывает о фильме, но при этом увлечён или сосредоточен, мы не будем критиковать его. А если мы ещё и проявим искренний интерес к его делу, то почувствуем, как увеличится взаимное уважение и понимание друг друга.
  Дорогие родители, предлагаем вам следующее домашнее задание: первое – для начала, на протяжении нескольких дней, постарайтесь ни разу не вмешаться в выполнение вашим ребёнком его любимого дела; второе – одобрите старания ребёнка, не смотря на их результат; запомните 2-3 ошибки ребёнка, которые вам показались особенно досадными, найдите свободное время и подходящий тон, чтобы поговорить о них. Да благословит вас и вашу семью Господь!
«Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя!»М.М. Пришвин
  По материалам программы "Мамины секреты", телекомпания "Три Ангела".

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

www.3angels.ru         

             Детская страничка :: Христианская Телерадиокомпания «Три Ангела»
            


             
2,059,259 уникальных посетителей